Поршневые и роторные бетононасосы
Транспортировка бетонной смеси насосным способом обладает многими преимуществами. Благодаря тому, что автобетононасосы очень мобильные и компактные, строительные работы можно производить в труднодоступных местах. А так как роторный или поршневой бетононасос подает смесь непрерывно, строительный бетон сохраняет однородность своего состава и укладывается очень равномерно. Скорость и качество подачи бетонной смеси определяются типом бетононасоса (поршневой или роторный).
Поршневые бетононасосы
Поршневые автобетононасосы обеспечивают подачу смеси на высоту до 65 метров. Максимальная производительность техники данного типа – 170 куб. м/ч.
Поршневой бетононасос работает по следующему принципу:
-
бетонная смесь подается в приемный бункер. Чтобы она стала однородной и не расслаивалась, смесь постоянно перемешивается;
-
затем при помощи поршней, совершающих возвратно-поступательные движения, смесь подается в бетоновод;
-
благодаря особенностям конструкции бетононасоса движение клапанов распределительного механизма и поршней синхронизируются.
Следует понимать, что поршневой бетононасос в процессе эксплуатации подвергается интенсивному износу. Это связано с тем, что бетонная смесь может попадать между трущимися механизмами. Поступление раствора в полость цилиндра происходит в момент, когда поршень насоса выполняет всасывающее движение. Выталкивание смеси в трубопровод, напротив, происходит при выполнении нагнетательного движения. Подача смеси в бетононасосе поршневого типа осуществляется небольшими рывками.
Гидравлический поршневой бетононасос характеризуется более длительным сроком службы и более плавной подачей смеси. Также техника данного типа обеспечивает практически неизменную скорость подачи. Плавное и равномерное поступление раствора объясняется большим ходом поршня, который колеблется от 1500 до 2500 мм. Помимо этого гидравлический поршневой агрегат создает более высокое давление, благодаря чему высота и дальность подачи бетонной смеси существенно возрастают.
Однако наиболее плавную подачу обеспечивают двухцилиндровые бетононасосы. По сравнению с одноцилиндровыми они работают практически незаметно. Для того чтобы добиться такой плавности подачи, одноцилиндровой технике необходимо функционировать в усиленном режиме и при этом иметь очень мощный двигатель. В качестве наполнителя в гидравлических автобетононасосах применяется вода либо минеральное масло. При использовании воды уровень создаваемого давления составляет около 5 Мпа, масла – примерно 10 Мпа.
Роторные бетононасосы
Благодаря особенностям своей конструкции роторный бетононасос способствует равномерной подаче бетонных смесей, в том числе жестких. Техника данного типа отличается более низким уровнем шума работающего двигателя.
Принцип действия:
-
перемещение бетонной смеси осуществляется посредством ротора, на внутренней части которого предусмотрены специальные толкающе-прижимные ролики;
-
в корпусе бетононасоса имеется обрезиненное отверстие с расположенным в нем армированным шлангом. Диаметр шланга не превышает 125 мм;
-
по мере того как ротор вращается, насосные прорезиненные ролики проталкивают бетонную смесь от бункера к трубопроводу.
Если в роторном бетононасосе возникает пробка, она удаляется посредством запуска двигателя в реверсном режиме. Чтобы осуществить замену расходников, не нужны какие-либо особые умения. Наиболее важный недостаток бетононасосов данного типа – недолгий срок службы армированного шланга. В процессе эксплуатации твердые строительные материалы быстро и легко его повреждают. В то же время роторный бетононасос отличается низкой стоимостью ремонта и технического обслуживания.
Принимая во внимание специфику работы и технические характеристики вышеописанных моделей роторных и поршневых бетононасосов, приходится констатировать, что в России наибольшей популярностью пользуются гидравлические поршневые агрегаты. Несмотря на то, что ремонт роторного бетононасоса обходится его владельцу сравнительно недорого, гидравлический поршневой бетононасос является более износоустойчивым, надежным и гораздо более производительным.